Как нейропсихология объясняет то, что чай доставляет такое огромное удовольствие – и процесс, и сам напиток? Как это работает?
Начнем с дофамина – гормона счастья, или точнее гормона ожидания счастья.
Дофамин – нейромедиатор, который производит наш мозг, чтобы стимулировать нас на действия. Благодаря ему человек может сосредоточиться и достичь результатов, даже если вознаграждение отложено или неочевидно. Чтобы работать продуктивнее, мы можем сознательно увеличивать уровень дофамина.
Когда мы осознанно несколько минут выделяем для приготовления чая, а еще если это китайская или японская церемония, английское чаепитие или заваривание в космополитическом «Харио», вот это предвкушение первого глотка – порция дофамина, которая затем делает нашу работу более эффективной.
Для синтеза дофамина, в частности, нужен тирозин – аминокислота, которая есть, кроме шоколада, миндаля, йогурта, также в зеленом чае. И наш любимый L-теанин, о котором мы регулярно пишем, тоже провоцирует выработку дофамина.
Помните состояние спокойного сосредоточения после чашки чая? Когда мы пьем чай, это улучшает синтез в организме ГАМК – гамма-аминомасляной кислоты. Она есть в улунах, больше тайваньских. GAMK – главный тормоз для нейромедиаторов. Она делает нас спокойными и сосредоточенными, улучшает работу нервной системы и укрепляет ее, в частности, такие функции, как мышление, восприятие, внимание.
А когда после двух чашек чая люди рядом кажутся своими, а разговоры становятся искренними? Это окситоцин. Его называют «гормоном любви», потому что он выделяется, когда мы касаемся друг к другу, обнимаемся или занимаемся любовью. Прикосновение увеличивает доверие и сопереживание, помогает нам формировать связи с другими.
Выработка окситоцина в нашем организме стимулирует кофеин и тепло, то есть – горячий чай, который мы пьем медленно, проливами, прогревая себя изнутри. Вероятно именно поэтому пить чай в хорошей компании или даже самому дарит состояние, очень похожее на теплые объятия близкого человека.
Так, учитывая последние новости, «чашка чая восстанавливает мою нормальность», как писал Адамс Дуглас в «Автостопом по Галактике».