В названии — ирония. Нет, я не хочу сказать, что китайский чай не уникален, но китайский маркетинг — штука сильная и это важно понимать.
Такой уникальный китайский чай
Начну с того, что китайские чайные традиции я ценю, люблю и уважаю. Полжизни я живу с чаем бок о бок, с трепетом и удовольствием открываю новые виды и сорты, узнаю новые подробности и детали истории, происхождения, особенностей производства, etc etc. Еще я не перестаю восхищаться тем, насколько непроницаемо лицо китайцев, которые рассказывают восторженным туристам феерические небылицы ради того, чтобы продать конкретный сорт раз в 10 дороже, чем он стоит на самом деле. Да что там туристы, прокачанные годами опыта бизнесмены ведутся! Собственно, об этом речь и пойдет.
Легенды и маркетинг
Друзья, чаеманы, чаеведы и чаеведоводы, первое, чему нужно научиться, если вы решили пить хороший чай — трезво оценивать обстановку. Хороший чай пьянит и кружит голову, красивые легенды и философия создают сказочный фрейм. Не увлечься чайной культурой невозможно, но и в этом прекрасном мире все хорошо в меру. Познавать Ци чая — прекрасно, но искренне верить, что Тегуаньинь, собранный губами девственниц с третьим размером груди содержит в себе больше этого самого Ци, чем Тегуаньинь, собранный китайской опытной (но разгульной) сборщицей — это слишком. Серьезно!
«Только у меня и у Майкла Джексона»
Или вот другая история. Мой хороший друг, ярый ценитель хорошего китайского чая, доверительно сообщил недавно, что получил «настоящие «Золотые брови» (это такой вкуснейший, один из моих самых любимых, китайский красный чай), не тот, который у всех, а настоящий!». Я, конечно, поинтересовалась, что значит настоящий, а потом очень удивилась услышав, что настоящий — это с настоящих кустов и производится такой настоящий Цзинь Цзюнь Мэй в количестве 4 с небольшим кг в год. Серьезно? То есть сотни килограмм «Золотых бровей», радующих гайвани ценителей по всему миру — это не Цзинь Цзюнь Мэй? Тогда что же говорить о Тегуаньине, Дахунпао? Наверняка с ними та же история?
Важно понимать, что эти «Золотые брови» обошлись покупателю в увесистую сумму, значительно большую, чем среднерыночная цена высококачественного Цзинь Цзюнь Мэя. И вся эта история напомнила мне великолепную, лучшую в мире вишню чернокорку, которая растет только в саду моей бабушки под Полтавой. И я вас уверяю, эта чернокорка — уникальная, единственная в своем роде и настоящая, а все остальное — это лишь тени, сплошные тени. А теперь я заверну эту вишню в красивую упаковку и продам вам, добавив 1000% к реальной стоимости. Вот примерно таким маркетинговыми инструментами и пользуются китайцы. Они рассказывают историю — красивую, придающую уникальность и обогощающую эстетику. И часто они почти не врут. Ведь каждый куст чая действительно уникален, «Золотые брови», выращенные в одном и том же саду, в разные годы дает разные оттенки. И если конкретно этот сад дал самый вкусный чай для вас лично — это прекрасно! Пейте, наслаждайтесь, цените, но постарайтесь включать трезвость. Да, с чаем это порой очень сложно, но постарайтесь.
Это с одной стороны. А с другой… Если вам нравится именно этот чай, если вам нравится его история (пусть даже выдуманная), если вам нравится верить, что такой «только у меня и у Майкла Джексона» и если вы готовы платить, — покупайте, пейте, наслаждайтесь! В конце концов, чай — это в любом случае роскошь, просто роскошь чая для каждого заключается в разном.